Лента конвейерная транспортерная ГОСТ 20-85
Лента транспортерная конвейерная представляет собой деталь ленточного конвейера (транспортера), выполняющую непосредственно функцию по перемещению (транспортированию) груза на всей протяженности действия конвейера.
Резинотканевая транспортерная лента состоит из нескольких слоев прокладочного материала, соединенных между собой слоями резины. Каркас ленты изготавливается из натуральных, искусственных синтетических (полиамидных и полиэфирных) или комбинированных волокон. Тканевые слои являются тяговой основой транспортерной ленты, от количества тканевых прокладок зависит прочность ленты конвейера.
В зависимости от условий эксплуатации и назначения, лента транспортерная конвейерная изготавливается четырех типов и следующих видов: общего назначения, морозостойкие, теплостойкие, трудновоспламеняющиеся, трудновоспламеняющиеся морозостойкие и пищевые.
Лента транспортерная конвейерная тип 1 разделяется на два подтипа:
1.1 - для очень тяжелых условий эксплуатации. Транспортерную ленту данного типа изготавливают из ткани номинальной прочности по основе и утку 200 или 300 Н/мм (ТК 200 или ТК 300).
1.2 - для тяжелых условий эксплуатации. Транспортерную ленту данного типа изготавливают из ткани номинальной прочности по основе и утку 200 или брекерную прокладку с номинальной прочностью по основе 40 Н/мм (ТК 200).
Наиболее распространенные типы лент 1.1М общего назначения морозостойкая, 1.2Ш общего назначения трудновоспламеняющаяся,
1.2ШМ общего назначения трудновоспламеняющаяся морозостойкая.
Рабочая резиновая обкладка, непосредственно на которой находится перемещаемый материал.
Резиновая прослойка, соединяющая слои прокладочного материала транспортерной ленты.
Нерабочая резиновая обкладка.
Тканевые прокладки из натуральных, синтетических либо комбинированных волокон.
Резиновый борт, предназначенный для защиты конвейерной ленты от расслаивания и от воздействия агрессивной среды на материал тканевых прокладок.
По назначению лента транспортерная конвейерная делятся на следующие основные виды:
- Шахтные – предназначены для работы в шахтах или условиях приравненных к шахтным. Основным свойством таких лент является пониженная горючесть (самозатухание).
- Морозостойкие – для работы при пониженных температурах (до -60 °С).
- Теплостойкие и с повышенной теплостойкостью – предназначены для транспортировки горячих грузов и для работ при температуре до +200 °С.
- Пищевые – применяются на производствах, где транспортерная лента по технологическому процессу входит в непосредственный контакт с продуктами питания. Основное свойство таких лент – не вступают и не вызывают химических реакций при непосредственном контакте с транспортируемым материалом (пищевыми продуктами).
- Маслобензостойкие – предназначены для конвейеров, на которых лента работает в контакте с различного типа маслами или топливом. Основным свойством таких лент является химическая стойкость к указанным веществам.
- Общего назначения – такие ленты предназначены для работы на конвейерных установках средней загруженности как по прочностным показателям, так и по температурным. Это наиболее распространенный тип транспортерных лент.
По типу каркаса лента транспортерная конвейерная изготавливается согласно гост 20-85 следующих типов:
Транспортерная конвейерная лента с тканевым каркасом (резинотканевая) – наиболее используемый тип лент. Резинотканевые конвейерные транспортерные ленты состоят из тканевых полотен, соединённых между собой тонкими резиновыми прослойками (сквиджами). Нити основы и утка — из синтетического (полиамидного) волокна с разрывной прочностью 100—400 Н/мм ширины; количество прокладок от 3 до 8. Снаружи каркас ленты покрывается защитными резиновыми обкладками и бортами. Толщина верхней рабочей обкладки на ленте конвейерной для транспортировки угля до 8 мм, для руды до 12 мм (в отдельных случаях больше). При относительно лёгких условиях получают распространение одно- и двухпрокладочные цельнотканевые (моно- основная ткань) ленты, неподверженные расслаиванию, отличающиеся повышенной прочностью связей прокладки с обкладками, лучшей сопротивляемостью удару и меньшей стоимостью при той же продольной прочности.
Транспортерная конвейерная лента каркасом из стальных тросов (резинотросовая) – такие ленты предназначены для конвейеров длина которых превышает 300 м.п. Такие конвейера как правило транспортируют тяжелые и крупногабаритные грузы (крупные камни или уголь, бревна и пр.). Резинотросовые конвейерные ленты выпускаются шириной 800—2400 мм (в отдельных случаях до 3200 мм), продольной прочностью 1500-6000 Н/мм ширины ленты. Характеризуются повышенным сопротивлением пробою и незначительным продольным удлинением (до 0,5 % длины ленты). Предельная продольная прочность резинотросовых конвейерных лент (около 10 000 Н/мм ширины ленты) практически ограничивается тем, что при относительно небольшой длине кусков поставляемой ленты и соответственно большом числе стыков общая длина последних достигает 10 % длины ленты. Это связано также с возрастанием относительной массы ленты (составляет до 20 % массы лежащего на ней груза).
Основные требования, предъявляемые к конвейерной ленте:
высокая продольная прочность,
достаточная продольная и поперечная гибкость,
устойчивость против абразивного износа и ударов, падающих на неё при погрузке кусков груза,
возможно малая продольная упругая и остаточная деформация.